Как выбрать погрузчик?
Погрузчик - специальное транспортное средство, предназначенное для поднятия, транспортировки и складирования различного рода грузов, при помощи вил или специальных приспособлений. Имя изобретателя вилочного погрузчика - Евгений Кларк (США). Год изобретения - 1917. В Европе первый погрузчик также был выпущен фирмой "Кларк" в 1954 г. на заводе в Западной Германии. По своим техническим, эксплуатационным и приводным характеристикам погрузчики делятся на следующие виды:
По типу подъемного устройства:
- вилочные
- ковшовые
- с боковым расположением подъемного устройства
По типу шасси:
- электрические
- дизельные
- газовые
- бензиновые
По количеству опорных колес:
- четырехопорные
- трехопорные
Еще раз о погрузчиках или как сделать свой выбор
Выбирая какую-либо технику, обычно в первую очередь обращаются к ее техническим характеристикам и стоимости. Если о достоинствах автомобиля, стиральной машины или холодильника вам может рассказать, например, сосед или сослуживец по работе, то проконсультировать по вопросам выбора требуемого подъемно-транспортного оборудования для складирования грузов смогут только специалисты. К сожалению, знакомые в этой области есть не у каждого, а сотрудники фирм, реализующих его, не всегда заинтересованы в предоставлении достоверной информации, ведь их основной целью является увеличение объемов продаж продукции своих компаний. В настоящей статье мы попытаемся кратко изложить один из возможных подходов к выбору средств для перевозки и подъема грузов, для большей объективности обращаясь к имеющимся в нашем распоряжении немногочисленным статьям по этой тематике.
Известно, что технические характеристики погрузчика нужно выбирать, учитывая следующие основные факторы (примерно то же можно сказать и о всей погрузо-разгрузочной технике (ПРТ), обслуживающей склад):
- условия окружающей среды и производства;
- тип перевозимого груза, его вес, размеры и упаковка;
- наличие или отсутствие стеллажей, их конструкция и высота укладки груза;
- характер напольного покрытия, его состояние и чистота;
- планируемая интенсивность работ (график работы в одну, две или три смены), объемы переработки грузов в среднем за день;
- размеры обслуживаемой зоны складирования, описание подъездных путей и типового маршрута передвижения транспортного средства (подъемы и спуски, ширина проездов, размеры стеллажей), расположение осветительного оборудования и других предметов на пути следования;
- наличие или отсутствие мест и обученных специалистов для технического обслуживания или заправки техники.
Исходя из этих условий, выбирают тип подъемного устройства (тележка, подборщик грузов, штабелер, погрузчик) и его основные характеристики:
- грузоподъемность;
- высоту и скорость подъема грузов;
- скорость перемещения с грузом и без него;
- тип двигателя и грузоподъемника.
Изучая проспекты фирм-производителей можно найти ряд других параметров подъемных средств, число их может дойти до 30-60 у сложной техники (специальные погрузчики).
Гамма оборудования ведущих производителей обычно очень разнообразна и насчитывает 300-400 моделей. Специалист обратит ваше внимание на дизайн продукции, будет долго объяснять вам, в чем заключается отличие технических особенностей конструкции аппаратов той или иной фирмы, говорить об эргономичности техники, навесном оборудовании и многое другое, что поможет определиться в выборе конкретной конструкции. Если, однако, после этого вы все же обратитесь в другие компании, то убедитесь, что модели выпускаемые различными фирмами обладают примерно одинаковыми основными техническими характеристиками при совершенно различной стоимости. В настоящее время на российском рынке подъемно-транспортной техники активно функционирует достаточно большое количество продавцов. Попробуем сориентироваться в ее стоимостных показателях.
Фактор цены
Проще всего проанализировать цены на погрузчики - они достаточно полно представлены в специальных изданиях - "Основные средства", "Оптовик" и некоторых других.
Гарантированно новые погрузчики и остальную ПРТ для склада по минимальным ценам можно приобрести в представительствах фирм-производителей или у их дистрибюторов и дилеров. В остальных случаях стоимостные показатели погрузчиков будут заведомо выше или вам могут продать погрузчик сомнительного происхождения.
По имеющимся в литературе сведениям цены на новые дизельные и газовые погрузчики европейского производства грузоподъемностью 1,5-2 тонн на условиях DDP Москва колеблются в диапазоне $25-29 тыс. Стоимость электропогрузчиков обычно находится на верхней планке этого интервала. Высококлассный погрузчик большой грузоподъемности или выполненный по последнему слову эргономики с полным комплектом навесного оборудования может обойтись вам в $50-60 тыс. Появившаяся в последние годы техника DAEWOO (Юж. Корея), стоит $19-21 тыс. Еще ниже стоимость машин болгарского производства - $12-15 тыс. Отечественными производителями, к сожалению, газовые погрузчики вообще не производятся, а цены на дизельные машины находятся в пределах $5-6 тыс.
После августовского кризиса, когда произошел резкий обвал деловой активности, сворачивание деятельности ряда зарубежных представительств и снижения спроса на дорогую ПРТ активизировался вторичный рынок ПРТ, в том числе и погрузчиков.
На западе давно существуют крупные фирмы, специализирующиеся на продажах погрузчиков "секондхэнд". Склады таких фирм содержат десятки тысяч погрузчиков. Техника для реализации отбирается, как правило лучших торговых марок - LINDE, CATERPILLAR, CLARK, HYSTER, YALE, японских производителей - ТСМ, MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, NICHIYU, SHINKO, KOMATSU на достаточно жестких условиях - с не более чем 2-3-летним сроком эксплуатации и не требующая большой предпродажной подготовки. Перед продажей она тщательно обследуется специалистами. По цене такое оборудование в 2-2,5 раза дешевле нового, поэтому пользуется значительным спросом.
Вид погрузчиков | Стоимость, тыс. $ | Срок службы, лет | Стоимость мч. эксплуатации, $ | Эксплуат расходы, $/мч | Общие расходы, $/мч. |
---|---|---|---|---|---|
Погрузчики LINDE | 25-29 | 12-15 | 0,8 | 0,3 | 1,2 |
Новые погрузчики японского и европейского производства | 25-29 | 10-12 | 1,4 | 0,56 | 1,96 |
Новые погрузчики стран Восточной Европы | 12-14 | 5-6 | 1,4 | 0,88 | 2,28 |
Новые погрузчики отечественного производства | 5-6 | 2-3 | 2,2 | -- | -- |
Иная картина наблюдается в нашей стране.
Исторически сложилось так, что рынок завозимой в Россию восстановленной техники практически не контролировался фирмами-продуцентами. Машины из различных стран Европы и Японии находятся в разном состоянии, зачастую непригодном для ремонта, а стоимость их всего на 20-30% ниже цен на новые машины. Обычно ее подкрашивают наши "умельцы", оборудование работает несколько месяцев (как раз в течение небольшого гарантийного срока), а затем выходит из строя. Учитывая, что цена отдельных запчастей в 2-3 раза выше стоимости их в готовой машине, покупка быстро становится крайне убыточной. Приобретать такую технику можно только у официальных дилеров или в представительствах инофирм в России, гарантирующих качество своей продукции. В последние годы на нашем рынке появилось бывшее в эксплуатации оборудование LINDE, KOMATSU, TOYOTA.
Качество
Не беря на себя смелость судить о технических достоинствах моделей тех или иных торговых марок, обратимся к мнению специалистов. Здесь наиболее часто можно услышать следующую оценку (журнал "Торговое оборудование" весна 2000г):
"Среди компаний, производящих дизельные и газовые погрузчики по качеству на первом Mecip стоит европейский производитель - LINDE. На ступеньку ниже - техника HYS-TER, YALE и JUNGHEINRICH, еще ниже - оборудование японской TOYOTA и германской STILE. Среди компаний, выпускающих погрузчики с электродвигателем, самую высокую строчку будут занимать LINDE, JUNGHEINRICH, BOSS, YALE, HYSTER. Машины испанского производства и стран Восточной Европы более низкого качества". В специализированной зарубежной прессе мы увидим такую же ситуацию на мировом рынке подъемно-транспортной техники, где оборудование фирмы LINDE занимает первые места во всех рейтингах. Выпуская около 90 тыс. ед. техники в год, эта компания занимает первое место на рынке мировых производителей.
Попробуем разобраться в обоснованности этого мнения и получить обобщенные количественные характеристики надежности. В качестве них могут быть выбраны следующие параметры:
- количество отработанных моточасов (мч). Часто для сравнения выбирают и такой показатель как срок службы, но он менее точен, так как не отражает реального времени работы, ведь машина может эксплуатироваться в 1,2 или 3 смены,- текущие расходы на эксплуатацию, топливо, замену масла, запчасти и т.д.;
- время простоя машин из-за заправки, отказов и ремонта.
Понятно, что у техники более высокого уровня первый показатель должен быть максимален, а второй и третий - минимальны.
Наибольшее количество моточасов из всех известных нам машин, работает техника фирмы LINDE. По данным производителя срок службы погрузчиков - 30-40 тыс моточасов, что даже при двух трехсменной работе составляет 12-15 лет. Меньше наработка погрузчиков KOMATSU - 18-20 тыс. моточасов, что соответствует 10-12 годам эксплуатации. Ресурс работы новой машины Балканкар еще ниже - 8-10 тыс. мч. У российских погрузчиков моторесурс всего 3-4,5 тыс. мч. Отметим, что все данные соответствуют эксплуатации погрузчиков при строгом соблюдении графиков текущего техобслуживания и применении рекомендованных высококачественных горюче-смазочных материалов.
Для определения эксплуатационных расходов воспользуемся такой характеристикой, как гарантийный срок до следующего текущего техобслуживания - замены масла и фильтров. Гарантийный срок у болгарских погрузчиков - 150-180 моточасов, погрузчиков Hyster и японских Toyota - 270 мч , немецких Lmde - 500 мч. По мнению специалистов затраты на текущую замену масла у всех фирм примерно одинаковые - $150.
Более дорогие машины экономичнее и в потреблении энергоресурсов. К сожалению, получить количественную оценку ее не представляется возможным. Понятно, однако, что достигается она применением новейших технических и конструктивных решении. Если говорить о лучших мировых образцах - технике LINDE, то здесь для этих целей используются следующие "ноу-хау":
- повышение КПД за счет использования гидростатической трансмиссии,
- применение двигателя небольшой мощности;
- двигатель работает на постоянных, оптимально подобранных, оборотах.
Показатель экономичности до недавнего времени для нашей страны был малосущественным, но в последние годы постоянного удорожания энергоносителей он приобретает все большее значение.
Третий показатель может быть оценен нами только качественно. Специалисты фирм-производителей обычно объявляют его коммерческой тайной, поэтому достаточной статистикой поломок погрузчиков мы не обладаем, но можем представить себе, что отечественная и болгарская техника выходит из строя гораздо чаще, чем европейская. Так, к наиболее часто выходящим из строя "узлам" машин относятся тормозные колодки, которых, например, на погрузчиках "LINDE" нет, поэтому и выходить из строя нечему. Относительно невысокая стоимость ремонтов дешевых моделей перекрывается их количеством, в результате суммарные расходы при поломках получается примерно одинаковыми, поэтому при сравнении техники ее можно не учитывать.
Цена/качество
Разделив количество моточасов на стоимость машины и сложив его с расходами на эксплуатацию и простои, можно получить приблизительную, но достаточно объективную количественную оценку для подбора погрузчика (таблица).
Чем меньше цифра в последней колонке, тем выгодней покупка. Однако при планировании расходов надо иметь в виду, что эта выгода будет, если оборудование эксплуатируется в течение всего срока службы. Представьте, что вы приобрели дорогой погрузчик на 3 года. В этом случае стоимость моточаса вырастет в 3-4 раза и покупка окажется невыгодной. Если вы планируете использовать технику более 10 лет, имеет смысл накопить денег на более дорогую машину. Такой выбор делают, как правило, солидные российские и зарубежные компании, стремящиеся к длительному пребыванию на нашем рынке и заинтересованные в высокой эффективности своего бизнеса.
Для сезонных работ или эксплуатации в течение 3-4 лет при условии невысокой интенсивности можно воспользоваться арендой, подойдут также и болгарские или отечественные машины.
Журнал Логинфо